Федерация традиционного


Журнал




 

Традиционное ушу и реалии современной российской действительности

       

 

Следуя путём ушу, прежде воспитывай

характер и искренность души,

очищай сознание и пестуй добродетель,

и лишь затем изучай приёмы.

 

 

Мастер Хо Юаньцзя, начало XX века


 

Изучая боевые искусства - постигай себя,

постигая себя - познавай мир,

познавая мир - реализуй себя в нём.

 

  Савин А.В. (Савэнь, Синбо), начало XXI века (17.12.2001).

 

      Природа, когда работала над сотворением человека, заложила в него уникальное качество, которым не обладает более ни одно существо, живущее на Земле, пользуясь которым человек и приобретает возможность стать ЧЕЛОВЕКОМ. Это стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию. Действительно, люди способны проявить себя во многих сферах деятельности, но, приближаясь к далёкому идеалу, мы всё же больше стремимся быть достойными людьми, нежели просто называться специалистами везде и во всём. Гармоничное личностное развитие - наиважнейшая цель, к которой стремиться любой здравомыслящий человек.

      Но стереотипность мышления, привычка жить по устоявшимся правилам, часто приводит к уничижению человека как высшего, изначально свободного и независимого существа. Например, массовая культура (многочисленные телепередачи, фильмы, широкий спектр популярной литературы и т.д.), влияние которой на сознание современных людей весьма значительно, загоняет многих в жёсткие рамки, вынуждает мыслить лишь в определённых, скорее даже кому-то нужных направлениях.

      Человеку, ищущему ответы на извечные вопросы, стремящемуся максимально реализовать себя, в современных условиях становится всё труднее работать над собой, он старается вырваться из плена догм и иллюзий.

      Стремясь на этом пути мыслить трезво, мы обращаемся к знаниям, которые накоплены за многие столетия другими народами и цивилизациями. Человек западной традиции не должен видеть в этом ничего унижающего его, как представителя, например, христианской религии. Ведь базовые ценности остаются общечеловеческими, и поэтому процесс их поиска не приемлет каких либо религиозных или национальных догм.

      В этом отношении очень привлекательной кажется Китайская цивилизация, имеющая более чем трёх-тысячелетнюю историю. Разнообразие блюд национальной кухни, тонкие изречения Конфуция и Лао-Цзы, привлекающая своей неповторимостью архитектура и многое другое - всё это лишь видимые проявления мощной культурной традиции Поднебесной империи. Сознание образованных и воспитанных в рамках китайских культурных ценностей китайцев одухотворяло, возводило в высшую степень значимости любое культурное явление, придавая ему божественный смысл. Трудно не согласиться с тем, что во всём этом чувствуется и внутреннее содержание, некая масштабность, которая не допускает невнимательного к себе отношения. Культурно-историческая специфика Китая такова, что для приобщённых к традиционным знаниям китайцев одинаково важными становятся как внешние, так и внутренние, духовно-философские аспекты жизнедеятельности. И благодаря этому, они были часто способны ощутить некое переживание внутренней свободы и гармонии.

      Данные рассуждения касаемы и китайских боевых искусств - ушу, которые на Западе часто называют кунфу. Ушу - неотъемлемая часть культурного и духовного наследия Китая и удивительный парадокс одновременно. С одной стороны, громадное разнообразие техники (в одном только шаолиньском направлении насчитывается свыше 700 комплексов движений, около 3000 приёмов, более 100 вспомогательных методик) направлено на максимально эффективное причинение вреда человеку, с другой стороны, искусство ведение поединка преобразовалось в гармоничную систему всестороннего развития личности, в особый способ миро-переживания, в философию духа .

      Совершенно очевидными представляются две крайности, в которые может впасть человек, практикующий боевые искусства и, в частности, ушу. Первая заключается в проявлении излишней агрессивности, враждебности к окружающему миру, когда основной упор в занятиях делается на изучение боевой техники, но игнорируются нравственные установки. Приведём лишь один пример. Многие из нас были свидетелями того, как воспитанники школ боевых искусств оказывались втянутыми в криминальные структуры, занимались разбоем, грабежами, а также использовали свои знания в корыстных целях. Вторая крайность связана с излишним увлечением духовной составляющей ушу. Не уделяя должного внимания прикладным аспектам, человек начинает много читать литературы религиозно-философской направленности, замыкается в себе и, в результате, отгораживается от окружающей действительности. Бывает, что подобные увлечения приводят к психологическим расстройствам.

      В основе же правильного обучения боевым искусствам, в том числе и ушу, должен лежать комплексный подход, позволяющий избегать данных заблуждений и направленный на гармоничное развитие человека. Он берёт своё начало в традиционных школах боевых искусств и отсутствует в спортивных клубах единоборств. Здесь овладение боевыми приёмами, занятия дыхательными и медитативными упражнениями, изучение истории, философии, нравственные установки находятся на одном уровне значимости. Но особенность метода заключается в том, что освоение данных аспектов приемлемо в том объёме, в котором они способствуют реализации главной цели занятий. Кроме того, реализация метода во многом зависит от психолого-физиологических характеристик конкретного человека. Так, ребёнку младшего школьного возраста практиковать, например, медитативные упражнения не имеет смысла, т.к. он не обладает для этого необходимыми качествами. А более взрослому человеку, особенно по характеру излишне возбуждённому и активному, они помогут стать более уравновешенным, спокойным.

      Данный подход к практике ушу как раз и направлен на то, чтобы духовные и физические составляющие в процессе занятий максимально дополнили друг друга, и, тем самым, способствовали всесторонней самореализации человека, установлению его гармонии с миром, а не враждебности или отрешенности от него.

      Не лишним будет заметить, что это вполне приемлемый способ для России, в плане разрешения проблем связанных с гармоничным духовным и физическим развитием человека. Особо убеждаешься в этом, если учесть менталитет русского человека, особенности его национального характера: чуть задумался о возвышенном - получил пяткой в нос. Звучит очень даже практично. Наверное, не случайно возникло предание о том, что Бодхидхарма, легендарный перво-патриарх чань-буддизма, в первой трети 6 века н.э. предложил монахам всемирно известного Шаолиньского монастыря практиковать ушу с целью духовного развития. Именно на стыке практического в мистическом, как считают некоторые современные исследователи, и возникло учение Чань. Монахи не прекращают занятий боевыми искусствами и в настоящее время. Наряду с боевыми искусствами (у), ими параллельно изучается духовное учение - буддизм (фо), гражданские дисциплины (вэнь) и традиционная медицина (и). Люди, искушённые в четырёх дисциплинах - именно так зачастую называют шаолиньских усэнов в Китае.

      Безусловно, человек западной традиции, не зависимо от возраста, пола, социальной или религиозной принадлежности, может извлечь из занятий ушу большую пользу для собственного развития. Изучить приёмы самообороны, поправить своё физическое и духовное здоровье - всего этого можно достичь, приложив необходимые усилия.

      Боевые искусства, независимо от способа демонстрации, будь это телетрансляция или непосредственное присутствие на соревнованиях, фестивале, неизменно привлекают внимание большого количества людей, особенно подрастающего поколения. И своей более экзотичной зрелищностью, оригинальностью и новизной, по сравнению с другими видами состязаний, способны увести молодежь от пагубного влияния наркотиков, алкоголя и т.п. Оздоровительный эффект практики традиционного ушу очевиден. В Китае миллионы людей каждое утро выходят на улицы и выполняют упражнения ушу. Издревле, ушу в Поднебесной империи практикуют с целью поддержания хорошей физической формы, для профилактики широкого спектра заболеваний.

      Но процесс качественного изучения ушу в России встречает ряд трудностей. Проблемы преподавания связаны в первую очередь с языковым барьером, со слабым знанием культурной специфики Востока и, как следствие, с достоверностью получаемой информации. Поэтому, наверное, в каждом городе России существует не один десяток секций восточных боевых искусств, которые не являются носителями истинных знаний о боевых искусствах Востока. А последствия практики неполноценных боевых искусств очень серьёзны. Прежде всего, это травмы (из которых физические не самые страшные), а также негативные социальные последствия, как например бандитизм, вызванный бесконтрольным, безнравственным преподаванием техники боевых искусств без объяснения морально-этических принципов и условий её применения. Многие люди занимаются в секциях восточных боевых искусств, но большинство из них становятся заложниками профанации, даже не подозревая об этом. Ведь очень просто, не-знающему человеку, а особенно ребёнку, выдать определённый набор движений за истинное боевое искусство.

      В Китае, где сообщество мастеров боевых искусств (улинь) было очень развито, всё же встречались разного рода проходимцы, люди, приписывающие себе исключительные способности. Но они, как правило, были не способны конкурировать с настоящими мастерами.

      Иное происходит у нас в России. Любой недоучка, не затрачивая особых усилий, может без проблем дать объявление в газету, выступить по телевидению, арендовать зал и открыть свою школу. Поэтому, всё, что сейчас в России происходит вокруг ушу и других боевых искусств, имеет много своих "но", связанных с качеством преподавания боевых искусств.

      Во-первых, надо сказать, что мастера ушу в самом Китае, особо не стремятся обучать не китайцев, а если и изъявляют такое желание, то не факт, что они поделятся по настоящему достоверными знаниями, не говоря уже о тайных методиках (например, воздействие на точки). Человек должен ощутить внутренний мир школы, осознать себя частью традиции. Это должно происходить посредством тщательного изучения боевой техники, общения с наставником (которого надо ещё найти) и собратьями по школе на их родном языке. Человек должен знать историю, разбираться в культуре Китая и особенностях его многонационального народа. Поэтому, большинство людей, проходивших краткосрочное обучение в китайских школах ушу, вряд ли удовлетворяют всем этим условиям и чаще всего до конца не осознают, что и как преподавать.

      Другой способ поступления информации - это книги по боевым искусствам. Не трудно заметить, что в России большая часть литературы данной тематики является либо переводной, либо написана самоучками и непрофессионалами. К тому же необходимо всегда помнить, что если книга и достойна прочтения, без реального наставника боевое искусство не изучить, особенно на начальных этапах занятий. Тоже самое касается и оздоровительных методик. Самое главное, что в этом случае исключается, - это личностное общение с Учителем, без которого невозможно получить истинную передачу традиционных боевых искусств.

      Ещё один важный момент. Наряду с традиционным ушу, существует и спортивное. Его появление в середине нашего столетия - это скорее политический вопрос, нежели логическое продолжение древней традиции. Цель в спортивном ушу - не гармоничное развитие личности, а спортивные достижения. Но люди по началу не видят различий между этими двумя направлениями. Некоторые не замечают их и в дальнейшем. Хотя к некоторым рано или поздно всё же приходит понимание действительных ценностей и самой цели практики боевых искусств.

      Нельзя не сказать и о том, что любая древняя методика должна быть адаптирована к условиям современной действительности. Это представляется совершенно очевидным. Ведь мы не в состоянии тренироваться по 3-4 часа в день, в течение нескольких лет, ежедневно практиковать различные упражнения, соблюдать диету, режим, параллельно работать и воспитывать детей. К тому же ушу, как система, способствующая всестороннему развитию человека, формировалась в определённый исторический временной отрезок и создавалась в тех условиях и для того народа. Так или иначе, нам все равно никогда не стать настоящими мастерами китайского ушу, так как для этого мало знать язык, культурные особенности, для этого просто-напросто надо быть китайцем. Да это современному человеку и не нужно. Впрочем, этот факт не лишает нас возможности приобщения к традиции боевых искусств, а также достижения высших ступеней мастерства на этом поприще.

      Настоящая практика ушу - это путь самовоспитания через боевое искусство. Последователь ушу, являясь человеком ищущим, должен постоянно работать над собой, при этом он может испытывать сильнейшее внутреннее напряжение, выдержать которое дано не каждому. Поэтому то, на сколько полно человек сможет приобщиться к этому искусству, зависит от индивидуальных способностей и желания каждого.

      Как отмечал в одной из своих статей А.В. Савин: "Ушу должно воспитывать в человеке те качества, которые помогут ему самореализоваться и занять достойное место в жизни". Это высказывание тонко подчёркивает удивительную практичность и общечеловеческий характер китайского ушу, которые проявляются при правильном подходе к изучению его наследия, и лишний раз убеждает в возможности полноценного освоения боевых искусств и, в частности, ушу, человеком любой страны, национальности и религиозной конфессии, при должном уровне понимания им самой сути практики боевых искусств.

Член Исполкома и Президиума НРОО ФТУ

Коротков А.С.

02.03.2002

Больше статей - На сайте Савина А.В.

 


 

 

 

Hosted by uCoz